Воскресенье, 28 Апреля 2024, 22:18

LIFE*TIME*HARMONY

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 126
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Зачем нужны тренинги? Кто он - хороший тренер?

Сегодня тренинги распространены очень широко. Что же позволяет им быть такими популярными? Давайте коротко попробуем разобраться в том, что представляют собой тренинги, какими они бывают и какой тренинг максимально полезен для его участников.

1.     Во-первых, тренинги — это обучение чему-то на практике. Основной акцент в этой форме обучения делается на тренировку, отработку каких-либо навыков, моделей поведения или способов мышления.

Конечно, и теория здесь тоже есть, но она преподносится, как правило, в минимальном объеме и служит только для того, чтобы осваиваемые поведенческие модели применялись осознанно и правильно.

Некоторые тренеры говорят, что язык тренинга — это упражнения. И действительно, упражнения — это то, что наполняет тренинг и делает его «живым».

На семинарах – даётся больше теории и потом уже она закрепляется на практике упражнениями. Как правило, семинары-тренинги стоят дороже и они дольше по времени. Зато и действие их более глубокое и фундаментальное!

 

2.     Во-вторых, в тренингах участвует не один человек, а группа (хотя, мне доводилось проводить тренинг и для 2-4 людей, это были «семейные» тренинги», но это тоже была группа, хоть и маленькая). Это необходимо для того, чтобы каждый участник мог поучаствовать в разных упражнениях вместе с разными людьми, получая каждый раз уникальный опыт, который он потом самостоятельно перенесет в другие контексты.

Кроме того, когда много людей занимается чем-то одним или идут к общей цели вместе, часто возникает так называемый синергетический эффект. Он выражается в том, что общий результат работы группы всегда больше и качественней простой суммы результатов работы всех ее членов. В группе рождаются дискуссии, открываются новые взгляды на применение того или иного навыка, которому обучаются участники. В группе формируется рабочая атмосфера, которая во многом ускоряет и облегчает работу каждого участника.

 

3.     В-третьих, тренинг — это интерактивное обучение. Он может видоизменяться в зависимости от состава, мотивации и поведения его участников. Ведь тренинги — это далеко не лекции, где основную роль играет лектор, передавая информацию своим слушателям в одностороннем порядке. В тренинге поощряется активность людей. Это единственный для них способ овладеть нужными моделями поведения или способами мышления. И поэтому не бывает двух одинаковых тренингов, даже если они идут по одной и той же программе и проводятся одним и тем же тренером.

Каждый раз что-то изменяется, и делается это для того, чтобы тренинговая группа могла в полной мере овладеть теми навыками, за которыми она пришла. 

Задача тренера — найти стиль ведения тренинга, идеально подходящий для тех людей, которые перед ним именно здесь и сейчас. Или — подготовить группу к такой форме работы, которая удобна тренеру.

Ведущий должен владеть способами управления вниманием аудитории, ее эмоциональным состоянием, быть хорошим оратором и обладать большим запасом опыта взаимодействия с тренинговыми группами. И, конечно же, тренер должен быть профессионалом в том вопросе, изучению которого и посвящен тренинг.


Почему тренинги так востребованы сейчас?

В 21-м веке скоростей и потока информации люди перестали лично общаться! Телефон, интернет, скайп, форумы и чаты. У нас не только информационный голод, у нас у всех огромный голод общения личного! Тренинги восполняют эту потребность. На семинарах и тренингах люди встречаются, общаются, узнают много нового, обмениваются опытом и сразу – тут же! – получают ответы на давно наболевшие вопросы! Более того – люди получают практические навыки тому, чему раньше приходилось учиться долгое время. И не важно, что это за знания и навыки: личностный рост, или какие-то профессиональные секреты, или семейная групповая психотерапия. В каждом случае на тренинге вы получаете именно то, за чем вы туда пришли (если вы, конечно, чётко осознаёте свои задачи и цели).

Например: в вузах большинство студентов получают хорошую теоретическую подготовку – по разным предметам. Однако на работе молодым специалистам приходится открывать для себя практические формы применения своих знаний. Иногда становится необходимо осваивать даже целые виды деятельности буквально «с нуля». Представьте, что вы за всю свою жизнь выступали перед публикой только когда рассказывали стихи в школе и делали доклады в вузе. Естественно, ни в школе, ни в вузе вас никто не учил произносить речи на публике, если, конечно вы не были студентом театрального института. Однако та профессиональная деятельность, которой вы хотите заниматься, подразумевает периодические выступления перед аудиторией. И перед вами может встать достаточно серьезная задача — обучение навыкам публичных выступлений.

Как это сделать? Можно постигать азы ораторского мастерства на собственном опыте, заваливая выступление за выступлением, пока не достигнете коммуникативного совершенства. Можно сначала прочитать несколько книг, посвященных этой проблеме, а потом тренироваться на работе. А можно пройти тренинг, в процессе которого за небольшой срок вы освоите именно то, чему научились бы в лучшем случае за 5-10 провальных выступлений. Естественно, это утрированный пример. Однако он позволяет увидеть, почему тренинги являются той формой обучения, которая позволяет закрыть пробел в профессиональном и личном опыте многих людей.

Многие организации, особенно крупные, проводят тренинги для своих сотрудников. И это не бонус, которым сотрудник может воспользоваться или нет, — это насущная необходимость, продиктованная желанием многих компаний, чтобы у них работали профессионалы. Руководители готовы вкладываться в корпоративное обучение, ожидая от сотрудников повышения эффективности. Конечно, когда проводят корпоративные тренинги, акцент делается на обучении тем навыкам, которые помогут сотрудникам решать именно рабочие задачи. Так, наибольшей популярностью среди корпоративных тренингов пользуются управленческие тренинги, тренинги по управлению временем и рабочими задачами, тренинги продаж и переговоров.

Вот что говорят участники корпоративных тренингов после их прохождения.

Александр, ведущий специалист по работе с клиентами в крупном банке: «В первую очередь, я получил комплексное понимание процессов, проходящих в компании, и своей роли и места в них. Также я научился более четко ставить и описывать задачи, подбирать необходимые инструменты для их выполнения, давать обратную связь компании и самому себе».

Иван, сотрудник финансово-аналитического агентства: «Результат участия в тренингах стал для меня опорой в нынешней работе! Я и до тренингов занимался продажами, но после обучения результативность моей работы и, как следствие, уверенность в себе при общении с потенциальными клиентами увеличились в разы. Безусловно, я узнал много нового и о методах продаж и вообще о теории этого искусства. Также тренинги помогли мне увидеть результаты проделанной над собой работы, что и помогло в полной мере осознать необходимость и важность усилий подобного рода».

Условно все тренинги можно разделить на две большие группы: корпоративные тренинги и открытые тренинги.

Корпоративные тренинги заказывает, оплачивает и проводит компания для своих сотрудников, повышая их профессионализм.

Открытые тренинги — это те, на которые может прийти каждый желающий и научиться чему-то, что будет полезно ему в жизни. Наибольшей популярностью среди открытых тренингов пользуются коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, тренинги общения с противоположным полом и психологические тренинги. Давайте рассмотрим те факторы, которые имеет смысл учесть, если вы захотите принять участие в открытом тренинге.

Что нужно знать, когда вы идете на тренинг?

  • Решите для себя, что именно вы хотите получить на тренинге. Бывают такие люди, которые посещают тренинг за тренингом без определенной цели. Для них само посещение этих мероприятий становится целью. Так быть не должно. Любое обучение должно быть к чему-то применимо. Поэтому перед тем как принимать решение, на какие тренинги вы хотите пойти, проанализируйте свои цели и задачи, а уже после этого ищите подходящие тренинговые программы.
  • Понимание того, какой именно тренинг вам нужен, может появиться из анализа ваших целей или трудностей. Как только вы поймете, к чему хотите прийти, или осознаете те трудности, которые у вас сейчас есть, воспользуйтесь консультациями тренеров или тренинговых компаний. Скорее всего, они уже помогали клиентам решать подобные задачи или избавляться от схожих проблем. Либо они смогут предложить вам что-то уникальное, соответствующее именно вашим запросам. Обратитесь сразу к нескольким тренерам или в несколько компаний, которые специализируются на интересующей вас теме: пусть вам предложат несколько вариантов и вам останется только выбрать подходящий.
  • Тренинг — это не то место, где вам удастся избавиться за пару дней сразу от всех бед и начать жизнь заново (хотя некоторые именно так и считают). Нет: это место и время, когда люди в специальных условиях пробуют выработать новые способы и модели поведения, которыми они раньше не обладали. Поэтому на самом тренинге удастся лишь заложить некоторые основы для дальнейшего развития. Остальной путь каждый должен пройти сам. И здесь есть два варианта — перестать тренироваться, потому что вы уже якобы всему научились, либо продолжать самостоятельные тренировки и эксперименты. В первом случае вы рискуете через какое-то время оказаться там же, где и были до тренинга, и рассказывать потом всем, что тренинг плохой, потому что тренер не смог вас ничему научить. Во втором же случае вас может ожидать тот самый успех, которого вы хотели изначально. Поэтому обучение чему-то новому на тренинге только начинается — и не время останавливаться, нужно продолжать идти вперед.
  • Лучше всего было бы для начала поработать с опытным психологом, узнать ключевые свои проблемы, и уже вместе с вашим психологом определить – какие тренинги вам нужны. Часто опытные профи сами же и проводят тренинги на ту или иную тему. Такую работу я называю «комплексной», она наиболее успешна.

Завершая этот небольшой экскурс в мир тренингов, хочется отметить, что с помощью них действительно можно решать совершенно разные задачи, начиная от обучения отдельным навыкам и заканчивая разработкой стратегии развития огромной компании. Главное — это четко осознавать свои цели!

Меня часто спрашивают:  «как отличить хорошего тренера/психолога от "нехорошего”?»

Актуальный вопрос! Особенно сейчас, когда тренингами и семинарами вокруг занимаются все, кому ни лень!

Я вчера вечером за ужином имела возможность слушать разговор своего мужа и взрослого сына. Накануне они смотрели какой-то футбольный матч и очень бурно обсуждали все события игры за столом. И мне пришла в голову очень простая мысль, объясняющая то, почему существуют хорошие тренеры/ преподаватели/ наставники и плохие.

Все дело в том, что есть такие тренеры, которые могут быть только в одной позиции (тренер или учитель), а есть те, которые в двух (тренер/игрок или учитель/ученик).

Что это значит? Возьмем, к примеру, учителей (мне лично они как-то ближе, чем футбольные тренеры). Все мы знаем положение дел в сегодняшнем образовании. Оно просто плачевно! Но всё-таки каждый из нас может вспомнить пример хотя бы одного-двух учителей, о которых можно сказать: «от Бога!». Значит ли это, что они родились со своими знаниями и навыками? Нет, конечно! Некоторые из знакомых вам учителей, скорее всего, уже остановились в своем развитии, используют привычные стандартные штампы и методики в обучении. Они постоянно занимаются тем, что учат-учат-учат других. И развиваться в этих навыках у них нет времени, сил или желания. А есть учителя, которые продолжают совершенствоваться как ученики. Они продолжают обучаться сами, оттачивают своё мастерство, интересуются новейшими достижениями методологии преподавательской деятельности или того предмета, которому они обучают своих учеников (например, уже вовсю разрабатываются принципы квантовой физики в методиках преподавания начальной школы) и в то же время параллельно сами ведут активную преподавательскую  деятельность. У таких учителей/тренеров и надо учиться!

Те тренеры/учителя, которые развиваются сами, посещают курсы, тренинги и семинары других известных профессионалов, - и сами всегда будут на высоте. Всегда смогут лучше преподнести навыки и знания своим подопечным, чем те, которые просто прочли один раз книжку, посетили семинар, получили образование (инструкции свыше) и работают с этим потихоньку (или шумно рекламируясь). Потому, что у первых - нет верхней планки в развитии. Они еще идут. Они живые!!!

Соответственно, и их подопечные тоже не ограничены в развитии, по крайней мере, не ограничены со стороны тренера/учителя.

Ну и конечно – опыт (стаж) работы очень важен! Согласитесь – что если встанет вопрос необходимости вам самому лечь на операционный стол, то вы непременно поинтересуетесь опытом работы хирурга и количеством успешных операций. А не количеством даваемых им рекламных объявлений в масс-медиа.

УДАЧИ ВСЕМ НАМ – УДАЧИ ВО ВСЁМ!

Ваша Dr.Sana