Если ребенок приносит вам свой рисунок обязательно спросите и обсудите с ним, что означает та или иная деталь, изображенная им; проявите интерес и поддержку. В рисунке находят свое выражение психические процессы, происходящие внутри маленького человека в виде разнообразных символов и метафор.
Обсуждение работы может стать хорошим стимулом к разговору на актуальные для ребенка темы, способствовать вскрытию и проработке конфликтов и противоречий, снятию напряжения.
Если ребенок не готов к тому, чтобы обсуждать с вами свое творение, то не стоит утомлять его вопросами, так как это может обострить защитные механизмы детской психики.
Характер использования пространства, цветовая палитра, размеры, соотношения и взаимоотношения объектов, тип и размер штрихов - все это является мостиком к расшифровке и пониманию событий, пережитых ребенком.
Определенные навыки рисования обычно соответствуют тому или иному возрасту. Так в возрасте 12 - 18 месяцев это могут разнообразные линии, зигзаги; в возрасте от двух до трех лет уже вертикальные и горизонтальные линии, кружочки; первые человечки (части фигуры могут быть отделены от тела) обычно появляются к трем с половиной годам; четыре - пять лет -геометрические фигуры, человечек может быть уже с деталями одежды, ну а в шесть - уже персонажи в действии.
При том, что расшифровка детских рисунков требует достаточного опыта, существуют отдельные моменты, при наличии которых, родителям стоит обратить на это свое внимание. Беспокойство же должно вызывать скорее одержимое или навязчивое самовыражение ребенка в рисунке.
На что надо обратить внимание в детских рисунках:
систематическое повторение одного и того же рисунка
незавершенные формы
повторяющееся негативное, болезненное впечатление от рисунка
активное использование черного цвета
постоянное отсутствие каких-либо частей тела или деталей персонажей
темные или пустые глаза
излишние перечеркивания
рисунки очень маленькие и располагаются на очень небольшом пространстве листа
отказ от рисования, разрывает рисунки
пустые фигуры
Так же необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и текущую ситуацию.
Если вас что-то настораживает в рисунках вашего малыша, - обратитесь к профессиональному психологу, знающему арт-терапию. Он поможет не только расшифровывать детские "каляки-маляки", а и научит вас мягко корректировать поведение вашего ребёнка при помощи такого приятного занятия, как рисование.